Психические расстройства в детско-подростковом возрасте

Подростковая аутофгрессия.jpg

Запись вебинара "Подростковая аутоагрессия: как распознать и что делать?". В студии заведующая отделением помощи семьям, имеющим детей центра "Ладо" Передельская Ирина Георгиевна и к.м.н., врач психиатр, руководитель клиники "Елизармед" Детков Дмитрий Васильевич обсуждают проблему аутоагрессивного суицидального и несуицидального поведения (шрамы, татуировки, самоувечья).- Смотреть.


Предлагаем посмотреть запись вебинара, в котором опытные специалисты центра "Ладо".

Селькова Ольга Николаевна и Передельская Ирина Георгиевна рассказывают о причинах, проявлениях, профилактике биологической и социальной  агрессии в детско-подростковом возрасте. Взгляд педагога-психолога.- Смотреть.


Радиоинтервью для канала "Воскресение" на тему психические расстройства в детском и подростковом возрасте, часть 1.

В студии журналист Мария Хмелинина и врач психиатр Детков Дмитрий Васильевич. Обсуждаются вопросы классификации, возникновения и развития психических заболеваний у несовершеннолетних. Разъясняется понятие "патологической почвы".


Радиоинтервью на тему: Психические расстройства в детском и подростковом возрасте, часть 2.

В студии ведущая и журналист Мария Хмелинина обсуждает данную тему с психиатром Детковым Д.В. Как налаживается контакт у врача психиатра с подростком? Как влияет интернет, гаджеты и "клиповое" мышление на формирование головного мозга и личности? Опасны ли вэйпы и электронные сигареты? Как профилактировать суицидальное поведение у подростков ? Ответы на эти и другие вопросы сможете узнать прослушав запись радиопередачи.


Патологическое  фантазирование и ложь в детско-подростковом возрасте 

Фантазирование у детей бывает патологическим и непатологическим. Чтобы отличить, надо понимать, в рамках какой нозологии и клинической картины оно возникает. Например, при истерическом или шизоидном расстройстве личности, вялотекущей шизофрении.
При истероидном патологическом фантазировании дети находятся в полной ориентировке и контакте. Очень ярко описывают произошедшее, многословны, используют активную жестикуляцию. Главным действующим лицом является сам ребенок. У этих детей изначально нет серьезных проблем с коммуникациями.
При шизоидных расстройствах личности патологическое фантазирование может начаться под влиянием социальных сетей и компьютерных игр.   В виртуальное пространство эта категория попадает из-за недостатка живого общения. Замещается неинтересная реальность. Гебоидные расстройства также могут способствовать патологическому фантазированию. Из за компьютерных игр фантазирование сразу носит аутистический и оторванный от реальности характер. Например, "с помощью алмазного молотка одного из героев игры телепортирую плохого учителя". Так, причудливые, непонятные, жестокие игры приходят в сознание ребенка и запускают свое продолжение через фантазирование.
При прогрессировании фантазии усложняются,   отрываются от реальности, становятся постоянными, овладевают сознанием, снижается критика, теряется контроль, появляются галлюцинации воображения, ребенок уже больше зритель.
При вялотекущей шизофрении патологическое фантазирование переходит в псевдогаллюцинации. 
Как самостоятельный психопатологический феномен и эквивалент будущих псевдогаллюцинаций и бредовых идей выступает инфантильное фантазирование.
В плане  психоинтеллектуального и нравственного развития  приходится говорить  о психической незрелости или отставании психического развития от физического. И тогда через инфантильную психологическую защиту сознания от тревоги и переживаний возникает фантазирование, которое заменяет скучную и серую действительность или отражает нереализованную потребность в признании и самоутверждении. При психогенных факторах травмирующая ситуация вытесняется из сознания. В фантазировании можно найти и поиск самочувствия у окружающих.
При патологическом фантазировании персонаж компьютерной игры или другая фабула фантазирования  становится более значимым для ребенка чем реальность. Он готов перевоплотиться и вжиться в свой вымысел. Поведение также начинает подчиняться фантазии "мне не надо учиться, я не пойду никуда после 9 класса,  так как у меня будет новый аккаунт и с помощью нового героя стану супербогатым и суперсильным".
К непатологическим вымыслам относятся псевдология и ложь, при которых видна личная цель. Например, не быть хуже сверстников, сказав, что тоже имеет последнюю модель гаджета.  Исключением является патологическая ложь, при которой не определяется смысл и цель, важен сам процесс.

Депрессии у детей и подростков в период пандемии 

В мире психиатрической науки известно, что катаклизмы, в первую очередь, сказываются на неокрепшей, несформированной или неотрегулированной психике. Неслучайно, что пандемия серьезно повлияла на психическое здоровье подростков. Исследователи из Исландии (Индибьерг Е.А. с соавт., 2021) на основании обследования подростков 13-18 лет определили, что уровень распространенности депрессии в 2020 году вырос по сравнению с 2016 и 2018 годами, особенно у девушек. К симптомам депрессии отнесены: снижение самооценки, снижение аппетита, уменьшение общения с друзьями, снижение оптимизма в отношении будущего, показатели настроения, поведения и т.д. Отрадно, что в период пандемии снизилось употребление алкоголя и никотина (табак, электронные устройства). Одна из причин - подростки больше находились дома под контролем родителей. Другая причина в донесении средствами массовой информации достоверных данных о тяжелом течении коронавирусной инфекции у пьющих и курящих людей.