Проявления и лечение школьного невроза
"Дитя не плачет, мать не разумеет" (П.И. Мельников-Печерский. "В лесах".
Невроз это неэффективно разрешаемое личностью противоречие между собою и реальностью (перефраз определения Б.Д. Корвасарского). Могут возникать противоречия у школьников? Да, если возникают совпадения нескольких факторов: школьных, семейно-воспитательных, психолого-психиатрических и физических. Ребенок с 9 лет уже способен говорить о своих проблемах, до 9 лет рассказать о проблемах может далеко не каждый школьник, здесь на помощь приходит родительское наблюдение. Среди школьных факторов невроза можно отметить новые требования к ребенку в первых классах, продолжительное выполнение одного вида учебной деятельности, переход ребенка к предметному обучению разными преподавателями, перегруженность школьной и внешкольной программы, конфликты в классе, конфликты с учителями и другие. Среди семейно-воспитательных факторов стоит отметить - изнеженность ребенка, воспитание по типу "кумир семьи", невосприятие слов "надо и нельзя", неполные семьи. Психолого-психиатрические факторы занимают всё большее место из-за воздействия на рост и развитие ребенка факторов образа жизни родителей и общества: никотиномания, алкоголизм и наркомании родителей, добрачные связи и инфекции (сифилис, цитомагаловирус, хламидиоз и другие), аборты, малоподвижный образ жизни, разводы и т.д. Школьный невроз включает стойкое отрицательное отношение ребенка к школе, страх школы, упорный отказ от ее посещения, раздражительность, озлобленность, а нередко отказ от еды, ночное недержание мочи (Ковалёв В.В., 1995), головные боли, спазмы в животе, подъем температуры тела, бледность и другие психосоматические симптомы. Непонимание родителями причин и характера этого состояния и отнесение его к проявлениям упрямства, иногда с последующим применением к ребенку физической силы, ещё более усугубляют невротические нарушения В подобных случаях нельзя насильно заставлять ребенка посещать школу, необходима консультация детского психиатра (Ковалёв В.В., 1995).Близок по проявлениям к школьному неврозу, но встречается реже, элективный мутизм. Это состояние также считается проявлением школьной дезадаптации (Ковалев В.В., 1995), когда ребенок не хочет общаться и разговаривать в школе или в других коллективах. Его просят ответить на уроке, а он молчит. Дома же, с близкими возникают диалоги, общению ничего не мешает, Элективны мутизм это избирательное общение.
Школьная дезадаптация (сниженная успеваемость, конфликты в школе) имеет и другие источники. Более частыми являются непатологические виды девиантного поведения, ситуационные характериологические реакции (протеста, отказа, имитации, эмансипации и другие, Ковалёв В.В., 1995). Этим расстройствам способствуют и родительское/педагогическое самоустранение, наряду с родительской неуверенностью/инфантильностью (раньше использовалось название микросоциально-педагогическая запущенность, но на современном этапе этот термин уже не раскрывает всей полноты проблемы). К этой группе относятся нарушения школьной дисциплины, прогулы уроков, срывы уроков, отказ от учебы и уроков, неповиновение взрослым, ранняя половая жизнь, употребление алкоголя и никотина (сигареты, вэйпы), уходы из дома, суицидальное поведение, признаки компьютерной зависимости. Здесь речь идёт о начале формирования проблемы школьной и внешкольной дезадаптации, признается, что личность и характер ребенка ещё не пострадали. В целом, отношения к окружающим людям, педагогам, родителям, к себе, система ценностей, способности не имеют значимого дефекта, а значит процесс лечения, психотерапии и коррекции пойдет быстрее.
Более тяжелыми представляются проблемы школьной дезадаптации при патохарактериологических реакциях, психогенных патологических формированиях личности, обусловленных неправильным воспитанием и хроническими психотравмирующими ситуациями, психопатиях и психопатоподобном поведении (шизофрения, повреждение мозга, про распространенность факторов приводящих к задержкам и неправильному развитию мозга мы подробно говорим в других разделах).
К этой же группе расстройств, обусловленных школьной дезадаптацией можно отнести реакции протеста и псевдокомпенсации (уходы из школы, драчливость, шутовство, псевдоаутизация и др.) у детей, которые по тем или иным причинам отвергаются школьным коллективом (Ковалев В.В., 1995).
Отдельных слов заслуживают истерические реакции по типу "ухода в болезнь" (болит живот, голова и другие части тела), при столкновении с трудностями обучения, особенно в случаях несоответствия между высокими уровнями притязаний и возможностями ребенка.
Развитию школьных неврозов, да и любых других, способствуют не только конституциональные свойства темперамента и характера, но также индивидуальная история развития личности ребенка (Мясищев В.Н., 1960), история его сознательных отношений с окружающими, поскольку под влиянием неблагоприятно складывающихся отношений с окружающими и неправильного воспитания формируются черты так называемого невротического характера: индивидуализм, повышенный уровень притязаний, склонность к преимущественно аффективному (эмоциональному) способу переработки психотравмирующих переживаний, частичный инфантилизм в эмоционально-волевой сфере, склонность к застреванию на конфликтных переживаниях, которые обусловливают неспособность личности продуктивно разрешать различные срывы в системе её отношений, преодолевать внутреннее напряжение, вызванное психической травмой. Именно поэтому отечественные психиатры (Мясищев В.Н., 1960, Ковалев В.Н., 1995) понимают под психогенным заболеванием, прежде всего, неврозом, болезни развития личности, "невроз развития".