Выученная беспомощность, псевдодепрессия, отказ от борьбы
"Тогда то свыше вдохновленный Раздался звучный глас Петр: "За дело, с богом!" Из шатра, Толпой любимцев окруженный, Выходит Петр. Его глаза Сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как божья гроза... И он промчался пред полками, Могущ и радостен, как бой. Он поле пожирал очами. За ним вослед неслись толпой Сии птенцы гнезда Петрова - В пременах жребия земного, В трудах державства и войны Его товарищи, сыны..."
("Полтава", А.С. Пушкин).
Сейчас мы говорим не о классической душевной болезни или физическом недуге. Вдохновение и мобилизация к борьбе свойственны нормальной человеческой природе. Для этого у нас имеются инстинкт самосохранения, чувство долга, потребности и физическое здоровье. Не надо их уничтожать. Мотивированный отказ от борьбы может возникнуть от неправильного воспитания и самовоспитания, ложной системы ценностей, навязанной интернет-кумирами, а также другими способами. К неправильному воспитанию можно отнести изнеженный стиль жизни и достаток во всем, когда прикладывать руки ни к чему не надо. Выученная беспомощность может сформироваться из-за отсутствия вокруг примеров силы, мужества и доблести, например, воспитание юноши женщинами без отцовского примера. Бегство, нежелание решать проблемы формируются и при отсутствии опыта столкновения с трудностями. Пример, ребенок не хочет ходить в школу из-за лени, скуки и нарастающих конфлктов. Отец заставляет решать проблемы, ругает, забирает телефон так как полночи ребенок не выпускает его из рук. Ситуация и в школе и в семье напряженная, а мать называет отца модным словом "абьюзер", начинает "спасать ребенка", своими действиями снижает авторитет отца. Ребенок, естесственно, пользуется противоречиями между родителями, начинаются истерики, болит живот перед школой. Не учитывая мнение отца, мать выбирает простой способ - уйти из традиционной школы и начать обучение в онлайн-школе. Ситуация на время успокаивается, истерики прекращаются, а отец, в обиде, отстраняется от воспитания и семьи. Через 2 года у подростка 40 кг лишнего веса. На улицу удается уговорить выйти не чаще 1 раза в неделю, одышка при быстром шаге, постоянно заказывает доставку пиццы. Мать боиться в чем то отказать из-за истерик, дает регулярно деньги на донаты в онлайн играх. Слышит грубости при попытке попросить убрать телефон или что-то сделать по дому. У подростка нет живого общения с другими людьми в реальной жизни. Отмечаются прогрессирующее снижение остроты зрения, искривление позвоночника, сгорбленность. В онлайн школе сидит за уроками с отключенными камерой и микрофоном. Интереса к учебе не проявляет. Словарный запас скудный. Собственных суждений мало. В высказываниях клише из интернета. Инфантильный, безответственный, жизненных планов не строит. Нет сочувствия и уважения к родителям. Из своей комнаты выходит редко, уборкой не занимается. К чему привел отказ от борьбы в кризисном периоде жизни? Есть ли таблетки от такой беспомощности и псевдодепрессии? Таблеток нет, а вот вернуться к борьбе под руководством семейного и подросткового психотерапевта можно. Только будет уже сложнее и длительнее, чем 2 года назад.