Результаты, качественный и количественный анализ по методикам для педагогов

28.06.2020 Предлагаем ознакомиться с результатами собственного исследования педагога-психолога Смирновой Натальи Сергеевной.

*Цель исследования.* Изучить эмоциональное состояние у педагогов в период дистанционного обучения и самоизоляции. Выявить наличие и особенности синдрома эмоционального выгорания. Проанализировать преобладающие копинг стратегия. Выработать практические рекомендации по преодолению эмоционального выгорания в период самоизоляции и карантина.

*Дизайн исследования.* Дата проведения диагностики: 26.04.2020г. Испытуемые: педагогический состав одного из районов г. Екатеринбурга. Кол-во человек, участвующих в тестировании: 5.

Используемые методики:
1). Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.
2). Опросник Копинг – стратегии», Р. Лазарус, С. Фолкман.

Были выявлены следующие симптомы: переживание психотравмирующих обстоятельств, неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоциональный дефицит, психосоматические и психовегетативным проявления. В 40% не было синдрома эмоционального выгорания, как механизма психологической защиты, в 20% был, в 40% находился в стадии формирования.

В связи с полученными результатами исследования, можно дать следующие рекомендации педагогическому составу:
• Замечать достижения в своей работе и чаще хвалить себя за них. Замечать свои успехи в отношениях с другими и радоваться достигнутым результатам. В выполняемой работе усматривать прежде всего социальный, гуманный смысл, а не конкретные функциональные обязанности.
• Не «пережевывать» в уме случившиеся конфликты или допущенные ошибки. Осознать причину, сделать выводы, найти выход, но не прокручивать в сознании. Если возникла проблема или назрел конфликт, решать своевременно, обдуманно и спокойно.
• Питайте свою творческую сторону. Творчество является мощным противоядием от выгорания. Попробуйте что-то новое, начните забавный проект или возобновите любимое хобби. Выберите мероприятие, которое не имеет ничего общего с работой.
• Наличие хобби и интересов вне работы позволяет снять напряжение, возникающее на работе. Желательно, чтобы хобби давало возможность расслабиться, отдохнуть.
• Действуйте: любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода. Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом: - наведите порядок дома или на рабочем месте; -устройте прогулку или быструю ходьбу; -пробегитесь; - проделайте физические упражнения и т.д (прогулки, бег, танцы, велосипед, работа в саду, на дачном участке и т.д.).
• Полноценный сон как важнейший фактор, редуцирующий стресс. Чтобы просыпаться отдохнувшими, в среднем необходимо спать 7-8 часов. Сон считается хорошим, когда люди просыпаются отдохнувшими, чувствуют себя энергичными днем и легко пробуждаются утром, когда звонит будильник.
• Организация своей работы: частые, короткие перерывы в работе (например, по 5 минут каждый час), которые более эффективны, чем редкие и длительные. На работу лучше приготовить легкий завтрак, чем голодать весь день и переедать по вечерам. Несколько глубоких вдохов с медленным выдохом могут противодействовать немедленной стрессовой реакции или панической атаке. Желательно сократить потребление кофеина (кофе, чай, шоколад, кола), так как кофеин является стимулятором, способствующим развитию стрессовой реакции.
• Регулярный отдых, баланс работа-досуг. «Выгорание» усиливается всякий раз, когда границы между работой и домом начинают стираться и работа занимает большую часть жизни.
• Делегирование ответственности (разделять ответственность за результат деятельности с коллегами, учениками). Выработка умения говорить «нет». Те люди, которые придерживаются позиции «чтобы что-то было сделано хорошо, надо это делать самому», напрямую идут к «выгоранию».
• Выражайте эмоции: Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно! Учитесь показывать эмоции, «выплескивать» их без вреда для окружающих. Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического). Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя. Также: - изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса; - мните, рвите бумагу; - кидайте предметы в мишень на стене; - попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите; - поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства («Я расстроен..», «Меня это обидело..»).
• Дыхательные техники, расслабляющие, релаксирующие упражнения. Например, упражнение «Напряжение – расслабление». Цель: осознание, нахождение и снятие мышечных зажимов; определение и снятие излишнего напряжения. Встаньте прямо и сосредоточить внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей. Из полученных данных можно сделать вывод, что испытуемые подавляют, сдерживают себя в проявлении эмоций при возникновении проблемных ситуаций. У них наблюдается чрезмерная требовательность к себе, которая приводит к сверхконтролю поведения. При этом, так же, возможна вероятность недооценки личностью возможностей действенного разрешения проблемной ситуации.

Результаты, качественный и количественный анализ по методикам для педагогов.

Возврат к списку