Причины и лечение подростковых неврозов

Причины и лечение подростковых неврозов Изучение нервно-психических расстройств у детей и подростков стало одним из основных направлений развития Уральской школы психиатрии. Профессора Наталья Ерофеевна Буторина, Евгений Николаевич Кривулин, Константин Юрьевич Ретюнский с многочисленными учениками посвятили большое число работ изучению вопросов этиологии, патогенеза, классификации, клиническим проявлениям и лечению нервно-психических расстройств в детско-подростковом возрасте. Среди таких расстройств выделяют детские варианты шизофрении, подростковые неврозы, вегетососудистую дистонию у детей и подростков, расстройства личности (психопатии), умственную отсталость, резидуальные церебро-органические нервно-психические расстройства, подростковую наркомания, подростковую токсикомания, подростковый алкоголизм.
Особенное место в исследованиях занимают невропатии и неврозы. Невроз это нарушение адаптации, срыв механизмов работы личности и мозга, конфликт внутри ребенка. К неврозу предраспологает невропатия. Среди базовых симптомов детской невропатии Буторин Г.Г. (2017) выделяет незрелость вегетативной регуляции, повышенную возбудимость и повышенную истощаемость.
На заре формирования научной психиатрии Эмиль Крепелин считал невропатию самостоятельной клинико-нозологической формой. В настоящее время невропатию отдельной нозологией не считают. Выделяют три невропатических синдрома: синдром органической невропатии, синдром невропатии психогенного происхождения, синдром невропатии смешанного генеза.
При истинной невропатии Сухарева Г.Е. и другие исследователи придавали основное значение наследственному фактору. В роду у таких детей встречались "нервные субъекты", у которых имеются признаки повышенной эмоциональной возбудимости, несдержанности, астении, тревожности, мнительности. Встречаются близкие родственники с аффективными расстройствами, шизофренией, алкоголизмом, суицидами, многочисленными судимостями. Второе название - конституциональная невропатия. Козловская Г.В., говоря про предрасположенность к невропатии, вводит понятие недифференцированного психического диатеза. Буторина Н.Е., изучая психофизическое развитие детей от больных шизофренией, отмечает слабость инстинктивной деятельности, раннее интеллектуальное созревание, развитое абстрактное мышление, отставание в становлении моторики, аутистические тенденции, легкую ранимость и повышенную впечатлительность.
Таким образом, мы видим огромную роль генов, отмечаем большое количество невропатий, неврозов у современных детей и подростков. Теперь вопрос. Стоит ли девушке, желающей родить психически здорового, работоспособного и послушного ребенка, заранее задуматься о поведенческих особенностях своего будущего мужа и его родственников? Или не обращать внимание на род и генетику жениха? То же касается и невесты. Стоит отметить, что в России традиционно существовал общественный институт сватовства. И старались породниться не с родами бездельников и вороватых людей, а наоборот, посватать детей за тех, у кого родители сильные, добрые и трудолюбивые.
Далее рассмотрим синдром органической, энцефалопатической невропатии. Он возникает от воздействия вредных для ребенка и матери факторов. К ним относят медицинские аборты, половые инфекции, курение, алкоголизация матери, экстрагенетальные заболевания, узкий таз, слабость родовой деятельности, обвитие пуповины, недоношенность и другие перинатальные факторы.
К главным признакам резидуальной органической невропатии Мнухин С.С. отнес следующие: неустойчивость вегетативных реакций, нарушения сна и аппетита, чувствительность к внешним раздражителям, неустойчивость настроения, наличие рассеянной неврологической симптоматики. Исаев Д.Н. с соавторами в клинике легкой невропатии выделяют: сомато-вегетативные расстройства, нарушения ритма сон-бодрствование, анорексию, расстройства пищеварения, чувствительность к метеорологическим факторам, предрасположенность к аллергии, неспособность к длительному напряжению , непереносимость сильных раздражителей.
неврозы у подростков.jpg
Синдром невропатии психогенного происхождения связан с нарушениями психологического развития, психотравмами, буллингом, неблагоприятной обстановкой в семье, отсутствием правильного восприятия, разводом родителей.

При развитии психических отклонений у подростков большое значение имеет не только сама психотравма, а генетика, состояние нервной системы, личность и ее система ценностей, характер, жизненное развитие, отношения с окружающими (по Мясищеву В.Н. "психология отношений, невроз развития").
Под влиянием близких родственников, а также из-за неправильного стиля восприятия, снижения коммуникативных способностей, отсутствия обязанностей и дисциплины формируются черты невротического характера, нередко даже при отсутствии отягощенности психическими заболеваниями. К таким чертам можно отнести эгоцентризм, подчеркнутый индивидуализм, повышенный уровень притязаний, эмоциональный способ переработки стрессовых состояний взамен проблемно-ориентированного. Вместо самообладания у подростков, склонных с неврозу, мы видим частичный инфантилизм в эмоционально-волевой сфере, "застревание" на конфликтных переживаниях из-за неспособности преодолевать трудности в системе отношений, снижение толерантности к фрустрационному психологическому дискомфорту.

В последние годы нарастает проблема интернет-зависимости и онлайн игр, результатом чего является сенсорная депривация, недоразвитие структур мозга, связанных с эмоциями, коммуникациями, ориентировкой, приобретением навыков труда.
Лечение подростковых неврозов и невропатий является сложной задачей. Должны учитываться перечисленные факторы. На современном этапе используется биопсихосоциальный подход, включающий приобретение навыков адаптации, повышение стрессоустойчивости, психотерапию, психокоррекцию, психофармакотерапию.

Возврат к списку